Музейная экспертиза

Следующий важнейший комплекс специальных методов, необходимых для проведения интересующего нас вида экспертиз, будем называть общим термином «музейная экспертиза».
Главные требования в этом виде экспертных исследований относятся к личности самого эксперта (в экспертологии -психофизиологических характеристик субъекта экспертизы). В бытовом понимании (совершенно справедливом), высказывающий квалифицированное мнение о монете человек должен быть коллекционером со стажем, то есть обладать чувством предмета, выработанным в результате многолетнего внимательного исследования множества материальных свидетельств, относящихся к области его увлечения.
Научная экспертология определяет ряд необходимых для такого рода исследований характеристик личности эксперта, в числе которых: высокая сенсорная чувствительность; наблюдательность (способность точно воспринимать признаки объекта); память (быстрое запоминание и длительное сохранение воспринятых признаков); способность к саморазвитию (систематическое приобретение знаний и навыков); развитое логическое и эвристическое мышление (способность к самостоятельному суждению, открытию); а также социально обусловленные черты (мировоззрение, идеалы, убеждения, склонности, желания).
Коллекционер-нумизмат с большим стажем, обладающий набором перечисленных психофизиологических характеристик и, вдобавок, имеющий профессиональную экспертную подготовку — сочетание довольно редкое. Поэтому в среде коллекционеров принятым методом оценки подлинности зачастую является не научная обоснованность, а внутреннее убеждение «авторитета». Тем не менее, основанный на нем вывод заслуживает внимания. Здесь все зависит от реального опыта «авторитета» и перечисленных выше качеств, но вот определить это далеко не просто — все профессиональные участники рынка стремятся авторитетно выглядеть в глазах клиента. Да и само «авторитетное» мнение может изменяться в зависимости от психологического состояния его высказывающего. Поэтому так часты расхождения мнений среди современных нумизматов.
Кроме хранимого в памяти огромного количества информации и выработанного на уровне физиологии ощущения подлинности предмета, музейному эксперту требуется коллекция (систематизированная подборка) аналогичных подлинных предметов в количестве, необходимом для обоснования сделанных выводов.
Музейная экспертиза
Существенным подспорьем в работе музейного эксперта являются имеющиеся в его распоряжении базы данных. В нумизматической традиции к их числу относятся каталоги с изображениями и описаниями монет. С развитием компьютерных технологий и информационной насыщенности интернет-пространства все большее значение приобретают электронные каталоги. Так, Базовый каталог Конрос имеет постоянно пополняемое электронное приложение, размещенное на сайте в режиме свободного доступа и содержащее несколько сотен тысяч изображений монет императорского периода.Музейная экспертиза

Музейная экспертиза 2
В число требований к компетентности музейного эксперта входят общие знания нумизматики как вспомогательной исторической дисциплины и особенностей периода, к которому относится объект исследования, а также навыки архивной работы. Важнейший комплекс документов по истории монетного дела императорского периода содержит «Корпус русских монет» Георгия Михайловича (в открытом доступе на сайте Конрос в разделе «Книги нумизмата»). Для отдельных периодов важны не вошедшие в «Корпус» документы из Свода законов Российской империи, докладов и приговоров Сената и Берг-коллегии, и другие (часть из которых до сих пор не опубликована).
Основным методом при проведении музейной экспертизы является органолептика (анализ восприятия органов чувств). Главным из них, конечно, является зрение, но нередко используется слух (прозвонка монеты удобным для специалиста способом, но всегда одинаковым — для возможности сопоставления), а иногда и осязание. Отсюда — основными средствами технического обеспечения музейной экспертизы являются оптические приборы. При этом кратность увеличения не является самозначимой величиной. Технологические особенности изготовления хорошо выявляются при помощи стекла с небольшим (3-5-ти кратным) увеличением, либо бинокуляра с полным обзором поверхности, при этом монету лучше рассматривать под разными углами и с меняющейся освещенностью (т.е. поворачивая вокруг оси). Мелкие особенности рассматриваются в 10 или 20-кратную лупу, для чего необходим некоторый навык, а пользование 100 и более кратным микроскопом требует достаточно серьезной подготовки.
Методика музейной экспертизы монеты представляет собой комплексный штемпельный анализ. Суть его состоит не просто в поиске различий от «эталонной» монеты, а в оценке различий, то есть в детальном исследовании признаков, позволяющих судить о примененном штемтельном и гуртильном инструменте, а также об использованном технологическом оборудовании.
Найти две визуально тождественные монеты практически нереально. Кроме множества вариантов, вызванных различиями рабочих штемпелей, конкретная монета имеет особенности прочеканки, обращения, условий хранения, не говоря уже о возможных следах чистки и реставрации.
Приступая к исследованию, эксперт должен изучить особенности тех монетных переделов, которые свойственны данному типу монет по времени и месту выделки.
Прежде всего, это относится к особенностям инструментального производства. Классическая схема, когда образцовая форма с частью изображения используется для изготовления нескольких маточников, при посредстве которых эта часть рельефа наносилась на рабочие штемпели, применялась не всегда (подробнее см. МД и типы БК). В процессе работы штемпели подвергались чистке, дорабатывались, иногда весьма значительно. Поэтому, при выявлении отличий и сходств исследуемого экземпляра от имеющихся в распоряжении подлинников, эксперт должен в первую очередь обратить внимание на формообразующие признаки, затем на штемпельные различия и проанализировать причины их появления.
Повторить гуртильный инструмент и использовать его в той же технологической последовательности и с теми же приемами, которые были приняты на монетных дворах — наиболее сложная для фальсификатора задача. При осмотре гурта не следует полагаться только на память — целесообразно сверить исследуемый предмет с оригиналами (обращаем внимание, что есть подделки, выполненные на подлинных монетах с сохранением гуртового оформления).
Применяемое монетными дворами оборудование оставляет свой отпечаток во внешнем виде изготовленных на нем монет. Продукция винтового пресса-балансира с ручным приводом отличается от более поздней — с применением лошадиной или водяной тяги. Боултоновское оборудование и паровая тяга придают монетам новую фактуру, а ульгорновское вновь ее изменяет. Очень разнятся серебряные монеты московских и петербургских дворов, отличаются медные выпуски Екатеринбурга, Аннинска, Сузуна и т.д.